АНДРЀЙ Ю́рьевич Боголю̀бский

0 комментариев

Князь Ростовский, Суздальский и Владимирский, великий князь Киевский (с 1157).

Старший сын Юрия Долгорукого и дочери половецкого хана Аепы. В 1149 А. Б. посажен отцом в Вышгород, но через год переведен в западнорусские земли, где держал города Туров, Пинск и Пересопницу. В 1155 вновь переведен в Вышгород, откуда менее чем через год бежал во Владимир, увезя с собой подаренную отцу константинопольским патриархом Лукой Хризовергом икону, написанную, по преданию, евангелистом Лукой («Богоматерь Владимирская»). В 1157 А. Б. унаследовал великокняжеский престол, но в Киев не поехал. Тогда же он был избран князем Ростовским, Суздальским и Владимирским. Опираясь на своих «милостников» (слуг), в 1162 А. Б. изгнал из Ростово-Суздальской земли мачеху, братьев Мстислава, Василька и Всеволода, племянников, а также отцовскую дружину. Одновременно он перенес столицу из Суздаля во Владимир, а свою резиденцию — в Боголюбово-на-Нерли (по которому и получил свое прозвище). Около 1160 А. Б. впервые в истории Руси попытался разделить русскую церковь. Он обратился с просьбой к константинопольскому патриарху учредить во Владимире вторую митрополию, независимую от киевской, но получил отказ. В 1168 А. Б. послал суздальского игумена Феодора на большой собор в Киев с целью добиться смещения митр. Константина. Не найдя поддержки у русских епископов, Феодор направился в Константинополь, надеясь уговорить патриарха назначить митрополитом себя, однако добился лишь поставления ростовским епископом. В 1169 Феодор вступил в конфликт с А. Б. Князь выдал епископа на суд митрополита в Киев, где Феодор был казнен по обвинению в ереси. В годы правления А. Б. во Владимире и пригородах развернулось грандиозное строительство: в 1164 возведены Золотые ворота, город-замок Боголюбово, а также ряд храмов. По мнению ряда исследователей, А. Б. стремился освободиться от византийского влияния. Он, в частности, приглашал для строительства владимирских храмов западноевропейских зодчих. Тенденция к большей культурной самостоятельности прослеживается и во введении им на Руси новых праздников, не принятых в Византии. По инициативе князя были учреждены праздники Спаса (1 августа) и Покрова пресвятой Богородицы (1 октября). По распоряжению А. Б. в 1164–1165 создан цикл программных литературных произведений: «Слово Андрея Боголюбского о празднике 1 августа», «Сказание о победе над волжскими болгарами 1164 и праздновании 1 августа», а также «Житие Леонтия Ростовского». В свою очередь, они оказали влияние на «Сказание о чудесах Владимирской иконы Богоматери» и «Слово на Покров». В ночь с 29 на 30 июня 1174 убит в Боголюбове заговорщиками из своего ближайшего окружения. Первоначально погребен во Владимирском храме Успения Богородицы; позднее останки А. Б. неоднократно переносились. С именем А. Б. многие ученые связывают зарождение новой для древней Руси государственной системы: деспотической монархии. В ее основе лежат министериальные (служебные) отношения подданства (когда слуга находится в прямой и безусловной зависимости от господина), принципиально отличающиеся от договорных западноевропейских вассально-сюзеренных отношений.

Автор статьи: Данилевский И.Н.

© Российская Историческая Энциклопедия

Литература
  • Данилевский И. Н. Русские земли глазами современников и потомков (XII–XIV вв.): Курс лекций. М., 2001. С. 65–94
  • Повесть об убиении Андрея Боголюбского / Подготовка текста, перевод и комментарии В. В. Колесова // Памятники литературы Древней Руси: XII век. М., 1980. С. 324–337
  • Данилевский И. Н. Андрей Боголюбский: У истоков деспотизма // Кривошеев Ю. В. Гибель Андрея Боголюбского: Историческое расследование. СПб., 2003
  • Воронин Н. Н. Андрей Боголюбский. М., 2007
  • Костомаров Н. И. Князь Андрей Боголюбский // Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М., 1990. Кн. 1. С. 71–96
  • Погодин М. Князь Андрей Боголюбский // Журнал Министерства народного просвещения. 1849. Ч. 14

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты