АКМЕИ́ЗМ

0 комментариев

/ Ориг.: от греч. «акмэ» - высшая степень чего-либо, цветение, расцвет

Направление в русской поэзии начала ХХ века, отстаивающее конкретность художественного слова, предметность тематики и образов. В качестве синонима употреблялся также термин «адамизм».

Термин возник в 1912 году в кругу участников «Цеха поэтов» (1911-1914), куда входили Н.С. Гумилёв, А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам, С.М. Городецкий, В.И. Нарбут и др., в противовес символизму, в котором художественные образы мыслились прежде всего как отражение сущностей и идей некоего потустороннего истинного мира. Идеи акмеизма предвосхитил М. Кузмин, в статье «О прекрасной ясности» (Аполлон. 1910. № 4) противопоставив «непонятным и тёмным» откровениям символистов «прекрасную ясность». По Кузмину, цель художника – сосредоточиться на эстетической стороне творчества, прояснять смысл вещей.

Как литературное течение, акмеизм оформился в 1913 году после выхода программных статей Н.С. Гумилёва «Наследие символизма и акмеизм» и С.М. Городецкого «Новые течения в современной русской поэзии» (обе – Аполлон. 1913. № 1). В том же году была написана статья О.Э. Мандельштама «Утро акмеизма» (изд. в 1919). Авторы констатировали угасание символизма как школы, призывали обратиться к конкретности, «посюсторонности» поэтических образов, уйти от популярных в символизме религиозных и философских тем и, прежде всего, совершенствовать поэтическое мастерство. Тогда же зародился термин «адамизм» (по аналогии с Адамом, «первым поэтом», дающим названия и имена всему окружающему его миру). Печатными органами акмеистов стали журнал «Аполлон» (1909-1918) и литературный сборник «Гиперборей» (1913-1918).

Критика неоднократно обращала внимание на трудности в определении точного понятия акмеизма, трактуя его не как цельное литературное течение, а как творческий союз ярких поэтических индивидуальностей, крупнейшими из которых являлись Н.С. Гумилёв, А.А. Ахматова и О.Э. Мандельштам. Каждый из них по-своему следовал акмеистическим установкам: в творчестве Гумилёва это экзотические сюжеты и образы дальних странствий, в стихах Ахматовой – предметность, детальность, посредством которой выражается душевный строй лирического героя. В творчестве Мандельштама акмеизм проявлялся через историзм его поэзии, внимание к роли личности в мире. «Тоска по мировой культуре» - так Мандельштам определял сущность акмеизма. Исследователи выделяют т.н. «натуралистическое крыло» акмеизма, объединяющее С.М. Городецкого, В.И. Нарбута, М. Зенкевича, для которого характерно стремление к первобытному, языческому мироощущению человека, его сближению с природой и в то же время – изображение неприглядных, с натуралистическими подробностями, сторон современной действительности.

Несмотря на недолгое существование, акмеизм оказал большое влияние на развитие русской поэзии в ХХ веке. Во многом на это повлияла деятельность Н.С. Гумилёва, возглавлявшего литературные группы «Цех поэтов» и «Звучащая раковина» (1921-1925). Влияние акмеизма испытали Г. Иванов, Г. Адамович, Н. Оцуп, И. Одоевцева, Н. Тихонов, М. Светлов, Э. Багрицкий.

Смежные статьи
Литература
  • Антология акмеизма. Стихи. Манифесты. Статьи. Заметки. Мемуары. М., 1997.
  • Жирмунский В.М. Преодолевшие символизм //Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1977.
  • Кихней Л.Г. Акмеизм. М., 2001.
  • Лекманов О.А. Акмеисты. Поэты круга Гумилёва // Новое литературное обозрение. 1996. № 17.
  • Лекманов О.А. Книга об акмеизме. М., 1998.
  • Лекманов О.А., Чабан А.А. Акмеизм в критике. 1913-1917. Сб. ст. М., 2014.
  • Червинская О.В. Акмеизм в контексте Серебряного века и традиция. Черновцы, 1998.
Статью разместил(а)

Галимзянова Евгения Александровна

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты